Беседы с бабушкой.Волшебные буквы
4 года назад, щелкая пультом по всем каналам, случайно попала на сюжет «Критичной точки». Там папа рассказывал о том, как научил читать своих девочек. Точнее, он показывал их достижения, которые меня озадачили, и взыграл мой профессионализм. Возможно, ли в 2 года осознанно читать взрослые книги?
Как раз в это же время мне попалась на глаза книга, где подробно описывалось различие между мужчинами и женщинами. В частности, что центры развития речи у детей расположены по-разному, от чего и зависит умение разговаривать. У девочек они расположены в 2-х полушариях мозга, а у мальчиков всего в одном. Это объясняет, что девочки раньше начинают говорить и что они могут одновременно делать несколько дел (семиделухи). А мальчики могут сосредоточиться только на чем-то одном.
Однажды меня пришла навестить моя сестра. Сидели мы с ней на диванчике и беседовали. Рядом спал в корзине младший внук Антоша. Дверь приоткрывается, появляется рожица моего старшего внука Алёши (2,5 года) и звучит: «Ну что, девочки! Сидите? Ну, сидите!». Дверь закрывается, а мы взорвались от смеха. Это слова взрослого человека, прозвучавшие с нужной интонацией, с юмором, с выдумкой. А какой словарный запас! А в доме из взрослых только мы с сестрой.
Прошло немного времени и я вернулась в свой дом, где теперь проживает и семья моей меньшей дочери. Внуку Антоше уже 2,5 года. Он, птичка-говорун, как и мой старший внук, уже ходит в детский сад, открывает его и покидает последним. А меня преследует мысль, в каком возрасте можно научить ребёнка читать?
Всё сложилось само собой. С утра, только проснувшись, сходив на горшок, в моей комнате стал появляться Антоша. Напротив моей кровати дети укрепили советскую старую азбуку на магнитах на уровне роста маленького ребёнка. Вот с этого момента и началась наша игра – импровизация с буквами.
Все буковки оказались волшебными, они с нами шушукались, разговаривали. Оказалось, что есть певицы-буковки (а,у,о), причем есть сердитые (ы) и ласковые добрые (и). Есть буковки танцующие (к), лежащие на спинке (ш) и шипящие, сидящие на попе (Е) и поющие, буковки похожие на ворота (п), птичку (Л), но самое главное – буковки издавали звуки, которые понимали только мы. Каждое утро Антоша приносил мне на постель буквы, которые он сам выбирал. Сам рассказывал историю каждой буковки, что она ему нашептала, какая история с ней приключилась и почему.
На свой трёхлетний День рождения он всем демонстрировал любую букву, рассказывал, что буковки умеют дружить, ходят парами, разговаривают (ма, мо, му, ум, ам, ом). Сейчас, когда Антоше уже 5 лет в умственном развитии, в грамоте, в математике он значительно опережает своих сверстников.
Его можно было бы отдать в школу и в 4 года, но нужно ли это? Он прекрасно читает, делает звуковые схемы слов, импровизируя из букв, составляет слова, предложения. Осознанно читает энциклопедию школьника, путешествуя пальчиком по иллюстрациям китайской стены, попутно рассказывает, что это 8-е чудо света. Достижения можно было бы перечислять бесконечно, но началось всё с шушуканья с буковками.
Все дети – маленькие гении! И эти открытия Вы можете сделать сами. Дерзайте!
Ваша бабушка Надя
P.S. Предлагаем Вам скачать подборку литературы для раннего обучения детей чтению: Скачать азбуку для малышей
Как похоже на мою дочу
Она тоже рано научилась читать, а сейчас в 5 лет постоянно что то лежит и читает, сидит и читает. Вычитает новенькое и бежит прабабушке рассказывать о своих открытиях. Да еще и учит бабушку как правильно читать
А наш старший больше был в движении и буквы выучил только в первом классе. Сейчас читает всё в подряд.
Часто слышала последнее время, что мальчики позже начинают говорить – оказывается и этому есть научное объяснение
Все дети разные. Вот наш мальчик в 2 уже стихи рассказывал. А наша девочка в 2 только бе да ме… Может быть они исключение?
А я слышала, что еще можно петь слоги, затем слова, чтобы проще научиться ребенку читать.
Я бабушке обязательно передам Ваше предложение. Спасибо. Елена!
Главное, чтобы ребенку было интересно, и он сам для себя возьмет то, что ему нужно и научится читать, когда время придет.
Вот золотые слова!
Очень интересная история.
Понимаю, что выучить читать можно по разному: либо в игре, либо как в школе…
И только изобретательность родителей может помочь в этом вопросе. а еще регулярность…
Спасибо за статью и за то, что делитесь полезной информацией.
Мои ребята тоже научились читать, играючи с моей маленькой сестрой, которая жила у меня в семье. Она играла в школу (учительница), а мои двойняшки исполняли роль учеников. Вот так и выучились школьным премудростям.
Мне картинки с буквами напомнили мою любимую детскую книжку “Взялись за руки друзья”. Странно, что ее не переиздают, такие классные стихи про буквы и грамматику.
Родители, бабушки-дедушки лучше знают своего ребенка, чем учителя, поэтому и методы воспитания, обучения могут подобрать правильнее.
а у нас бабушка- воспитатель, поэтому нам повезло.
Это меня приветствуете? Как приятно! Спасибо!