Самодельная игра “Угадай-ка”
Представляем ещё одну работу на конкурс «Чемодан игр для семейного досуга» от Наталии. В своей статье она делится не только интересными самодельными играми, но и полезными советами по их организации. Изюминкой её рассказа является комплекс игр, разработанных в целый сценарий путешествия по станциям для детей от 3 до 5 лет. Впрочем, здесь настолько много идей, что можно использовать их для детей разного возраста. Заинтриговали?
Но для начала несколько сообщений.
Напоминаем, что на блоге Нины Вилисовой проходит конкурс «Мой рецепт здоровья». Это много рассказов о здоровом образе жизни и ценные призы победителям. Если у Вас, дорогие читатели, есть , что сказать о своём здоровье, то заходите и читайте условия.
Ещё одна радостная новость!!! На днях нашему блогу «Семейный досуг» был вручен кубок признания. Он передаётся среди блогеров лучшим, по их мнениям, проектам. Мы благодарны Алише, блог «Волшебный мир Алишы», за награду. Спасибо за признание!!!
Итак, знакомьтесь: самодельная игра «Угадай-ка» от Наталии.
Сразу после рождения ребёночек начинает изучать пространство вокруг себя в форме незамысловатой игры «Угадай-ка»: «Вот тень – это мама или нет, ответ – мама, конечно, мама».
Подрастая и развиваясь, ребёнок через игру начинает познавать мир во всей своей красе, задавая вопросы: «Что это?» и, восторгаясь ответами и первыми успехами, радостно агукать.
Взрослея, каждый из нас играет, не зря говорят, что игры бывают и взрослые.
Игра – это элемент нашей жизни, такой же неотъемлемый, как сон и еда. Через игру мы познаём мир. На работе – играем в начальников и подчинённых, дома – в супругов, детей. Мы играем, примеряя на себя какие-то роли. Но самое главное, мы движемся, играя, а движение – это жизнь. Двигайтесь бесконечно!
А чтобы двигаться было интересней, ставьте цели. Маленькие и большие, амбициозные и сумасшедшие. И всё получится!
А чтобы двигаться к намеченной цели было веселей, немного поиграем. Да, да, поиграем в игры. В обычные игры, так любимые нами с детства.
В нашем дворе очень много ребятишек дошкольного возраста. Чтобы разнообразить прогулки детей были придуманы дни развлечений. С понедельника по пятницу, одна из мам подготавливала программу игр, остальные помогали в подготовке реквизита и заданий.
Понедельник посвящён поделкам, рисованию, лепке, т.е. развитию мелкой моторики;
Вторник – подвижные игры (прятки, игры на ловкость, быстроту и т.п.);
Среда – задания на развитие логики, мышления, сообразительности;
Четверг был всегда посвящён общению с природой (прогулки в лесу, поездки в зоопарк, изучение животных, природных явлений и т.п.);
Пятница – спортивные игры.
Частота проведения: неделя игр, неделя или две недели отдыха. Ребятишки уже в следующий понедельник требовали опять игровую программу. Наши объяснения о необходимости подготовиться к играм во внимание не брали. Уж очень весело было играть. Даже самые непослушные детки вели себя замечательно. Никто не капризничал, не кричал. А главное, играли с пользой!
Об одном таком дне я расскажу подробнее.
Самое главное, что было отмечено нами, это – стремление ребятишек работать на результат (приз), особенно, если его можно потом съесть. Поэтому заранее мамочки пекли вкусные призы, например, вот такие.
Игры каждую среду проводилась под лозунгом «Угадай-ка». То есть, все игры были на угадывание предметов, действий или других вещей. В играх принимали участие дети от 3 до 5 лет. Всего в «Угадай-ке» 5 станций. На каждой станции свой конкурс.
Цель игры «Угадай-ка»: развитие познавательного интереса дошкольника к получению новых знаний. Развитие умения наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. «Угадай-ка» требует от ребёнка сосредоточенности, работы воображения, возбуждая мыслительную активность, и это дает новые знания об окружающем мире и разностороннее развитие речи. «Угадай-ка» заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики. Важно, чтобы дети не просто запоминали ответ загадки, а пытались сами добавлять какие-то характерные для того или другого предмета черты или качества, таким образом, обогащали своё воображение.
Правила игры.
За каждый правильный ответ ребёнку полагался жетон, в форме кружочка на верёвочке. Сделать его можно своими руками. На плотный картон наклеивается картинка или белая бумага (по нашему опыту – деткам больше всего понравилось «зарабатывать» звёздочки). На бумаге можно сделать надписи. Вырезается кружок – он ассоциируется у детей с медалью (опять же, выяснено на практике). Дыроколом, шилом делается отверстие, через которое просовывается ниточка или как в нашем случае обычная шерстяная нитка.
Для 3 станции своими руками был подготовлена коробка «Секрет». Необходимо взять обычную плотную картонную коробку с крышкой. В нашем случае это была большая коробка размером с коробку из-под бумаги формата А3. Коробка обклеивается тканью (можно гофрированной бумагой, обоями).
После прохождения всех станций разыгрывался главный приз. Тот, у кого было больше всех жетонов, становился победителем. Сладкие и менее значительные призы получали все! Также закупались небольшие призы: мелкие мягкие игрушки, машинки, брелоки и т.п. И конечно, венцом программы, был мини-пикник на траве.
Ход игры «Угадай-ка».
1. Станция. Загадки.
Детям загадываются загадки, за каждый правильный ответ выдаётся одна медаль. Загадок называется в достаточном количестве, чтобы каждый ребёнок смог ответить и получить медаль.
Вот несколько загадок:
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук)Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)
Моргает глазами,
Скрипит тормозами. (Машина)Если я измажусь сажей -
Мне оно об этом скажет. (Зеркало)
На этой станции мы столкнулись с интересным фактом. Оказывается, современные дети не зажаты рамками одного ответа на загадку и предлагают другие варианты ответов, которые вполне имеют место быть. Например, на загадку: «Зимой и летом одним цветом», пришлось отдать 5 «Звёзд». Ответы: ёлка, машина, качели, рис, молоко и трамвай – тоже были правильными.
2. Станция. Игра «Булавочка».
Дети садятся в ряд. Первым водящим становится мама. Водящему выдаётся мелкий предмет, например булавочка или пуговица, он зажимает её в ладошках (т.к., детки у нас были маленькие, мы, в целях безопасности, отрезали маленькие кружочек огурца для этой игры). У детей ладошки перед собой сомкнуты. Водящий проходит, останавливаясь у каждого участника, и аккуратно вкладывает свои ладошки в ладошки другого ребёнка. Незаметно, одному из участников водящий вкладывает булавочку. После того, как водящий пройдёт всех участников, все угадывают у кого булавочка. Кто отгадает, тот водит, ему выдаётся медаль.
3. Станция. Игра «Секрет».
Для этой игры нам понадобится заготовленная заранее коробка. Разного размера игрушки. В коробку незаметно помещается предмет. Дети должны по наводящим вопросом отгадать, что там.
Например:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (арбуз – использовался маленький мячик, разрисованный как арбуз).Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её – (корова – использовалась мягкая игрушка).Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это – (кот – использовалась мягкая игрушка).Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его – (медведь – использовалась мягкая игрушка).
4. Станция. Игра «Без слов».
Понадобится несколько картинок со сказками, предметами или действиями, легко узнаваемыми данной возрастной группой детей.
Дети разделяются на две подгруппы. Первая группа детей рассматривает предложенную картинку. Вторая подгруппа в это время располагается в стороне. После чего, дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, то, что нарисовано на картинке, а дети второй подгруппы отгадывают. Потом загадывает вторая подгруппа детей, а отгадывает первая. Каждому ребёнку в группе, в случает правильного ответа, выдаётся по медали.
5. Станция. Аукцион «Призы».
Детям показывается приз и отдаётся тому, кто предложит за него больше всего жетонов. Призы раздаются всем детям.
Примечание. Несколько раз поделки ребят становились призами. Уверяю Вас, за такие призы шла настоящая битва, булочками и пряниками уже наелись, машинки и мягкие игрушки есть у каждого, а вот игрушка, поделка, гербарий была в единственном экземпляре, и сделана твоим другом.
Используйте нашу идею каждодневных самодельных игр для всестороннего развития Ваших детей. Удачи Вам во всех Ваших добрых делах!
Наталия Сысойкина
Здорово все продумано, утроено. Целый развлекательно-познавательный комплекс)
Это Вы, Мария, точно подметили.
Мы не забыли о том, что Вы тоже готовите статью…
Да все очень хорошо придумано. Особенно с медальончиками. Детки любят пполучать призы пусть даже и маленькие
Да, дети ради призов готовы на многое.
Я в восторге от такого разработанного сценария. Понравилась не размытые фантазии, а конкретные предложения игр, задумок, подсказки призов.
Браво! Шикарный сценарий! Спасибо. Столько идей, только успевай!
Всем огромное спасибо за такие коментарии!
И где вы нашли столько энтузиастов? Я тоже так хочу Очень здорово придумали.
Ребятишки очень любят играть и отгадывать загадки. Попробую своим устроить какой-нибудь конкурс. Спасибо за идею.
Маша, мастерите, конечно!
Наталия много идей предложила.
Отличный сценарий!Настоящая находка.Спасибо,Наталья.
Не думаю, чтобы детки 3-х лет могли отгадать такие загадки, да и игры в целом для малышей сложны. имхо. но материал – просто клад для деток постарше! спасибо за публикацию!!!!
Пожалуйста, Лера.